ЛЕТОМ МЫ ТИПА ТОЖЕ УЧИМСЯ

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ СТУДЕНТЫ НА ПРАКТИКЕ

Наша бригада проходила летнюю практику на острове Валаам (республика Карелия, Сортавальский район) в течение 3 недель с 20 июня по 8 июля 2003 года. Наш лагерь находился на территории метеостанции на перешейке между зал. Красный и зал. Крестовый примерно в 2,5 км от пристани и в 7 км от пос. Валаам.

Цель нашей практики состояла в исследовании озер на острове Валаам различными методами контроля качества воды. При этом основное внимание необходимо было уделить сравнительной характеристике озер.
Поэтому нашей ключевой задачей стало обоснование сходств и различий между исследуемыми озерами в зависимости от природных условий. К другим важным задачам практики относятся: знакомство с различными методами контроля качества воды и их применение, приобретение полезного опыта по проведению полевых (натурные измерения, отбор проб) и лабораторных работ.

Наша практика проходила в шесть основных этапов:

1. Подготовительный этап. По прибытии на место прохождения практики мы установили палатки, соорудили и обустроили объекты жизнеобеспечения (продуктовая палатка, кухня и столовая, лаборатория, биотуалет, дизельная электростанция, система водоснабжения и утилизации мусора, читальный зал). Организация лагеря отняла у нас много сил, поэтому на первом этапе у нас проходила адаптация к суровым полевым условиям прохождения практики. Находясь в практически полной изоляции от внешнего мира (походы в магазин не в счет) при почти полном отсутствии электричества, радио, телевидения, интернета и мобильной связи, мы сумели наладить свой быт, приспособившись к временным неудобствам.

2. Ознакомительный этап. Включал экскурсии по острову Валаам, знакомство с объектами исследований. С нами проводились теоретические, методические и практические занятия.

3. Этап полевых работ. Проводя полевые работы, мы занимались натурными измерениями на объектах (температура воды, прозрачность), отбирали пробы и проводили их первичную обработку (например, фиксировали кислород).

4. Этап лабораторных работ. При помощи различных реактивов, приспособлений (склянки, электрическая плитка) и фотоэлектрокалориметра (ФЭКа) мы анализировали отобранные пробы.
Были выполнены следующие виды работ:

  • Определение первичной эффективной продукции водоемов
  • Определение содержания нитратов, фосфатов, кремния, аммония
  • Определение цветности
  • Определение перманганатной окисляемости (химического потребления кислорода - ХПК)
  • Оценка биоразнообразия исследуемых водоемов (для ручьев)
  • Определение биохимического потребления кислорода (БПК-5).
    Все эти методы используются в настоящее время по отдельности или в сочетаниях для определения качества воды. Таким образом, в наши задачи входило выявить отклонения и корреляции между ними.

    5. Этап математической обработки полученных результатов. Для получения требуемых величин мы по определенным методикам и формулам рассчитывали их из результатов анализов. Составлялись сводные таблицы полученных значений, по возможности чертились графики изменения исследуемых величин с глубиной или по времени.

    6. Этап аналитического осмысления полученных результатов. Он подразумевал написание данного отчета, в котором подробно и последовательно излагаются все только что перечисленные виды работ.

    В заключение нашей работы мы постарались обобщить данные, полученные в результате работ на летней практике и на основании сравнительной характеристики сделать обоснованный вывод относительно качества воды в исследуемых водоемах.

    Web Designer: suncheese@mail.ru
    Hosted by uCoz