|
Стороны настоящей
Конвенции,
ссылаясь
на принцип 1 Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека
среды,
ссылаясь
также на принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде
и развитию,
ссылаясь
далее на резолюции Генеральной ассамблеи 37/7 от 28 октября 1982 года
о Всемирной хартии природы и 45/94 от 14 декабря 1990 года о необходимости
обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей,
ссылаясь
на Европейскую хартию по окружающей среде и здравоохранению, принятую на
первой Европейской конференции «Окружающая среда и здоровье» Всемирной
организации здравоохранения во Франкфурте-на-Майне, Германия, 8 декабря
1989 года,
подтверждая
необходимость защищать и сохранять окружающую среду, улучшать её состояние
и обеспечивать устойчивое и экологически безопасное развитие,
признавая,
что адекватная охрана окружающей среды необходима для обеспечения благосостояния
человека и осуществления основных прав человека, включая само право на
жизнь,
признавая
также, что каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной
для его здоровья и благосостояния, и обязан как индивидуально, так и совместно
с другими охранять и улучшать окружающую среду на благо нынешнего и будущих
поколений,
считая,
что в целях обеспечения возможности отстаивать это право и выполнять эту
обязанность граждане должны иметь доступ к информации, право участвовать
в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся
окружающей среды, и признавая в этой связи, что гражданам может оказаться
необходимой помощь для осуществления своих прав,
признавая,
что в вопросах, касающихся окружающей среды, совершенствование доступа
к информации и участия общественности в процессе принятия решений повышает
качество принимаемых решений и процесса их осуществления, способствует
улучшению информированности общественности об экологических проблемах,
предоставляет общественности возможность выражать свою озабоченность и
позволяет государственным органам обеспечивать должный учёт таких интересов,
стремясь,
таким образом, способствовать подотчётности и открытости процесса принятия
решений и усилению поддержки общественностью решений в области окружающей
среды,
признавая
желательность открытости во всех ветвях государственного управления и предлагая
законодательным органам осуществлять принципы настоящей Конвенции в своей
работе,
признавая
также, что общественность должна быть осведомлена о процедурах участия
в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, иметь
свободный доступ к ним и знать, каким образом пользоваться ими,
признавая
далее важное значение соответствующих ролей, которые могут играть в
охране окружающей среды отдельные граждане, неправительственные организации
и частный сектор,
считая желательным
способствовать экологическому просвещению в целях углубления понимания
процессов, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, и поощрять
широкое информирование общественности о решениях, оказывающих воздействие
на окружающую среду и устойчивое развитие, и её участие в процессе принятия
таких решений,
отмечая
в этой связи важную роль использования средств массовой информации и электронных
или других средств связи, которые появятся в будущем,
признавая
важное значение полного учёта экологических соображений при принятии решений
на правительственном уровне и вытекающую из этого необходимость того, чтобы
государственные органы располагали точной, всеобъемлющей и новейшей экологической
информацией,
признавая,
что государственные органы располагают экологической информацией в интересах
общественности,
считая,
что эффективные судебные механизмы должны быть доступными для общественности,
включая организации, с целью обеспечения защиты её законных интересов и
применения закона,
отмечая
важность предоставления потребителям надлежащей информации о продуктах,
с тем чтобы обеспечить им возможность делать обоснованный выбор с учётом
интересов охраны окружающей среды;
признавая
обеспокоенность общественности в связи с преднамеренным высвобождением
генетически изменённых организмов в окружающую среду и необходимость повышения
открытости и большего участия общественности в процессе принятия решений
в этой области,
будучи убеждены
в том, что осуществление настоящей Конвенции будет способствовать укреплению
демократии в регионе Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Организации
Объединённых Наций,
признавая
ту роль, которую в этой связи играет ЕЭК, и ссылаясь, в частности, на Руководящие
принципы ЕЭК по обеспечению доступа к экологической информации и участию
общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей
среды, одобренные в Декларации министров, принятой на третьей Конференции
министров «Окружающая среда для Европы» 25 октября 1995 года в Софии, Болгария,
принимая
во внимание соответствующие положения Конвенции об оценке воздействия
на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой в Эспо, Финляндия,
25 февраля 1991 года, Конвенции о трансграничном воздействии промышленных
аварий и Конвенции по охране и использованию трансграничных водоток в и
международных озёр, принятых в Хельсинки 17 марта 1992 года, а также других
региональных конвенций,
сознавая,
что принятие настоящей Конвенции будет способствовать дальнейшему укреплению
процесса «Окружающая среда для Европы» и развитию итогов четвёртой Конференции
министров в Орхусе, Дания, в июне 1998 года,
договорились
о нижеследующем:
Статья 1
Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая Сторона гарантирует права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в соответствии с положениями настоящей Конвенции.
Статья 2
Для целей настоящей Конвенции: 1. «Сторона» означает, если в тексте не содержится иного указания, Договаривающуюся Сторону настоящей Конвенции; 2. «Государственный орган» означает:
b) физических или юридических лиц, выполняющих государственные административные функции в соответствии с национальным законодательством, включая конкретные обязанности, деятельность или услуги, имеющие отношение к окружающей среде; c) любых других физических или юридических лиц, выполняющих государственные обязанности или функции или оказывающих населению услуги, имеющие отношение к окружающей среде, под контролем органа или лица, указываемого в подпунктах а или b выше; d) учреждения любой региональной организации экономической интеграции, указываемой в статье 17, которая является стороной настоящей Конвенции. 3. «Экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о: 5. «Заинтересованная общественность» означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе; для целей данного определения неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды и отвечающие любым требованиям, предъявляемым национальным законодательством, считаются организациями, имеющими заинтересованность.
Статья 3
1. Каждая Сторона принимает необходимые законодательные, регламентирующие и другие меры, включая меры по достижению совместимости положений, регламентирующих порядок осуществления положений настоящей конвенции, касающихся информации, участия общественности и доступа к правосудию, а также надлежащие меры по обеспечению их применения, для создания и поддержания чёткой, открытой и согласованной структуры для осуществления положений настоящей Конвенции. 2. Каждая Сторона стремится обеспечить, чтобы должностные лица и государственные органы оказывали общественности помощь и обеспечивали ей ориентацию в получении доступа к информации, в облегчении её участия в процессе принятия решений и в получении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. 3. Каждая Сторона способствует экологическому просвещению и повышению уровня информированности общественности о проблемах окружающей среды, особенно в отношении получения доступа к информации, участия в процессе принятия решений и получения доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. 4. Каждая Сторона обеспечивает надлежащее признание объединений, организаций или групп, способствующих охране окружающей среды, и оказывает им соответствующую поддержку и обеспечивает соответствие своей национальной правовой системы этому обязательству. 5. Положения настоящей Конвенции не затрагивают право какой-либо Стороны продолжать осуществлять или вводить меры, предусматривающие более широкий доступ к информации, более активное участие общественности в процессе принятия решений и более широкий доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, чем это предусмотрено в настоящей Конвенции. 6. Настоящая Конвенция не требует какого-либо ослабления существующих прав на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. 7. Каждая Сторона способствует применению принципов настоящей Конвенции в международных процессах принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и в рамках международных организаций в вопросах, относящихся к окружающей среде. 8. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы лица, осуществляющие свои права в соответствии с положениями настоящей конвенции, не подвергались за свою деятельность наказанию, преследованиям или притеснениям в любой форме. Настоящее положение не затрагивает полномочий национальных судов выносить постановления о покрытии разумных расходов, связанных с судебными издержками. 9. В рамках соответствующих положений настоящей конвенции общественность обладает доступом к информации, располагает возможностью участвовать в процессе принятия решений и имеет доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, без дискриминации по признаку гражданства, национальной принадлежности или местожительства и, в случае юридического лица, без дискриминации по признаку его зарегистрированного местонахождения или фактического центра деятельности.
Статья 4
1. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы, при условии соблюдения последующих пунктов настоящей статьи, государственные органы в ответ на просьбу о предоставлении экологической информации предоставляли общественности, в рамках национального законодательства, такую информацию, включая, при наличии запроса и в соответствии с подпунктом b ниже, копии фактической документации, содержащей или включающей такую информацию:
3. В просьбе о предоставлении экологической информации может быть отказано, если: 5. В тех случаях, когда государственный орган не располагает запрашиваемой экологической информацией, этот государственный орган в максимально сжатые сроки информирует подателя просьбы о государственном органе, в который, как он считает, можно обратить с просьбой о предоставлении информации, или передаёт эту просьбу такому органу и соответствующим образом уведомляет об этом подателя просьбы. 6. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы в тех случаях, когда информация, не подлежащая раскрытию в соответствии с пунктами 3с и 4 выше, может быть отделена от остальной информации без ущерба для конфиденциальности информации, не подлежащей раскрытию, государственные органы представляли остальную часть запрашиваемой экологической информации. 7. Если просьба о предоставлении информации была направлена в письменном виде или если податель просьбы просит об этом, то отказ также даётся в письменном виде. В отказе указываются его причины и приводится соответствующая информация о доступе к процедуре рассмотрения принятого решения в соответствии со статьёй 9. Отказ в просьбе о предоставлении информации даётся в максимально сжатые сроки, но не позднее, чем через один месяц, если только сложность информации не оправдывает продления этого срока до двух месяцев с момента подачи просьбы. Податель просьбы информируется о любом продлении этого срока и его причинах. 8. Каждая Сторона может разрешить своим государственным органам взимать плату за предоставление информации при условии, что эта плата не превышает разумного уровня. Государственные органы, намеревающиеся взимать плату за предоставление информации, сообщают подателям просьб тарифы ставок, по которым могут взиматься сборы, с указанием обстоятельств, предусматривающих взимание сборов или освобождающих от их уплаты, и случаев, когда информация представляется при условии предварительной оплаты такого сбора.
Статья 5
1. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы:
4. Каждая Сторона через регулярные интервалы, не превышающие три или четыре года, публикует и распространяет национальный доклад о состоянии окружающей среды, включая информацию о качестве окружающей среды и информацию о нагрузке на окружающую среду. 5. Каждая Сторона принимает в рамках своего законодательства меры с целью распространения, в частности: 7. Каждая Сторона: 9. Каждая Сторона принимает меры по постепенному развёртыванию, с учётом в надлежащих случаях осуществляемых на международном уровне процессов, согласованной общенациональной системы кадастров или регистров загрязнения с использованием структурированной, компьютеризованной и доступной для общественности базы данных, составляемой на основе стандартизованной системы представления отчётности. Такая система может включать данные о поступлении, выделении и переносе в результате осуществления конкретного круга видов деятельности определенного ряда веществ и продуктов, в том числе при использовании воды, энергии и ресурсов, в различные сферы окружающей среды, а также на находящиеся в пределах промышленных объектов или за их пределами участки обработки и сброса. 10. Ничто в настоящей статье не может наносить ущерба праву Сторон отказывать в раскрытии определённой экологической информации в соответствии с положениями пунктов 3 и 4 статьи 4.
Статья 6
1. Каждая Сторона:
4. Каждая Сторона обеспечивает участие общественности уже на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности. 5. Каждой Стороне следует, в необходимых случаях, поощрять потенциальных заявителей перед подачей заявки на предмет получения разрешения определить заинтересованные круги общественности, провести обсуждения и представить информацию относительно целей их заявки. 6. Каждая Сторона требует от компетентных государственных органов обеспечить заинтересованным кругам общественности по получении от них запроса, где это требуется в соответствии с национальным законодательством, бесплатный доступ ко всей информации, относящейся к процессу принятия решений, упоминаемому в этой статье, и имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры участия общественности, в целях её изучения и по мере её поступления без ущерба для права Сторон отказывать в раскрытии определённой информации в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4. Соответствующая информация должна, по крайней мере, и без ущерба положениям статьи 4, включать: 8. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы в соответствующем решении надлежащим образом были отражены результаты участия общественности. 9. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы после принятия решения государственным органом общественность была незамедлительно информирована об этом решении в соответствии с надлежащими процедурами. Каждая Сторона предоставляет общественности текст решения вместе с указанием причин и соображений, положенных в основу этого решения. 10. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы при пересмотре или обновлении государственным органом условий осуществления деятельности, о которой говорится в пункте 1, положения пунктов 2-9 настоящей статьи применялись mutatis mutandis, а также в тех случаях, когда это целесообразно. 11. Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства применяет в возможной степени и надлежащим образом положения настоящей статьи к решениям, относящимся к выдаче разрешений на преднамеренное высвобождение генетически изменённых организмов в окружающую среду.
Статья 7
Каждая Сторона предусматривает соответствующие практические и/или другие положения в отношении участия общественности в рамках открытой и справедливой структуры в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой, предоставляя общественности необходимую информацию. В рамках этой структуры применяются пункты 3, 4 и 8 статьи 6. Соответствующий государственный орган с учётом целей настоящей Конвенции определяет круги общественности, которые могут принимать участие в этом процессе. По возможности каждая Сторона прилагает усилия для обеспечения общественности возможностей для участия в разработке политики, связанной с окружающей средой.
Статья 8
Каждая Сторона прилагает усилия для содействия эффективному участию общественности на соответствующем этапе, пока остаются открытыми возможности для выбора, в подготовке государственными органами нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и других общеприменимых юридически обязательных правил, которые могут оказать существенное воздействие на окружающую среду. С этой целью принимаются следующие меры:
Статья 9
1. Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обеспечивает, чтобы любое лицо, считающее, что его просьба о доступе к информации, поданная в соответствии со статьёй 4, не рассмотрена, неправомерно отклонена, будь то частично или полностью, неадекватно удовлетворена или что в каком-либо ином отношении к этой просьбе проявлен подход, не соответствующий положениям указанной статьи, имело доступ к процедуре рассмотрения принятого решения в суде или в другом независимом и беспристрастном органе, учреждённом в соответствии с законом. В тех случаях, когда предусматривается такое рассмотрение решение в суде, Сторона обеспечивает, чтобы такое лицо имело также доступ к установленной законом быстрой процедуре, не требующей или требующей в минимальном объёме оплаты, для повторного рассмотрения государственным органом или рассмотрения независимым и беспристрастным органом, не являющимся судом. Окончательные решения, принимаемые в соответствии с настоящим пунктом 1, носят обязательный характер для государственного органа, располагающего соответствующей информацией. Причины указываются в письменной форме, по крайней мере, в тех случаях, когда просьба о предоставлении информации отклоняется в соответствии с настоящим пунктом. 2. Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обеспечивает, чтобы соответствующие представители общественности, Наличие достаточной заинтересованности и нарушение того или иного права определяется на основании положений национального законодательства и в соответствии с целью предоставления заинтересованной общественности широкого доступа к правосудию в рамках настоящей Конвенции. В связи с этим для цели подпункта а выше достаточно заинтересованности любой неправительственной организации, отвечающей требованиям, указанным в пункте 5 статьи 2. Для цели подпункта b выше такая организация также имеет право заявлять о нарушении своих прав. Положения настоящего пункта 2 не исключают возможности использования процедуры предварительного рассмотрения в административном органе и не затрагивают требования об исчерпании административных процедур рассмотрения до обращения к судебным процедурам рассмотрения в тех случаях, когда такое требование предусмотрено в национальном законодательстве. 3. Помимо и без ущерба для процедур рассмотрения, упомянутых в пунктах 1 и 2 выше, каждая Сторона обеспечивает, чтобы представители общественности, отвечающие предусмотренным в её национальном законодательстве критериям, если таковые существуют, обладали доступом к административным или судебным процедурам для оспаривания действий или бездействия частных лиц и государственных органов, которые нарушают положения национального законодательства, относящегося к окружающей среде. 4. Помимо и без ущерба для пункта 1 выше процедуры, упомянутые выше в пунктах 1, 2 и 3, должны обеспечивать адекватные и эффективные средства правовой защиты, включая при необходимости средства правовой защиты в виде судебного запрещения, и быть справедливыми, беспристрастными, своевременными и не связанными с недоступно высокими затратами. Решения, принимаемые в соответствии с настоящей статьей, выносятся или протоколируются в письменной форме. Общественность имеет доступ к решениям судов и при возможности других органов. 5. Для повышения эффективности положений настоящей статьи каждая Сторона обеспечивает, чтобы общественности предоставлялась информация о доступе к административным и судебным процедурам рассмотрения решений, и рассматривает вопрос о создании соответствующих механизмов оказания помощи для устранения или уменьшения финансовых или иных препятствий для доступа к правосудию.
Статья 10
1. Первое совещание Сторон созывается не позднее, чем через один год со дня вступления в силу настоящей Конвенции. Впоследствии очередные совещания Сторон проводятся, по крайней мере, каждые два года, если только Стороны не примут иного решения или же по письменной просьбе любой из Сторон при условии, что в течение шести месяцев со дня уведомления всех Сторон об этой просьбе Исполнительным секретарём Европейской экономической комиссии она будет поддержана не менее чем одной третью Сторон. 2. На своих совещаниях Стороны постоянно контролируют ход выполнения настоящей Конвенции на основе информации, регулярно поступающей от Сторон, и с этой целью: 4. Организация Объединённых Наций, её специализированные учреждения и Международное агентство по атомной энергии, а также любое государство или региональная организация экономической интеграции, которые имеют право в соответствии со статьёй 17 подписывать настоящую Конвенцию, но не являются Стороной настоящей Конвенции, и любая межправительственная организация, обладающая компетенцией в областях, к которым относится настоящая Конвенция, имеют право участвовать в совещаниях Сторон в качестве наблюдателей. 5. Любая неправительственная организация, обладающая компетенцией в областях, к которым относится настоящая Конвенция, и информировавшая Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии о своём желании быть представленной на совещании Сторон, имеет право на такое участие в качестве наблюдателя, если только против этого не возражает, по крайней мере, одна треть Сторон, присутствующих на совещании. 6. Для целей пунктов 4 и 5 выше правила процедуры, упомянутые в пункте 2h выше, предусматривают практические механизмы, касающиеся процедуры допуска, и другие соответствующие условия.
Статья 11
1. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 ниже, каждая Сторона настоящей Конвенции имеет один голос. 2. Региональные организации экономической интеграции осуществляют своё право голоса по вопросам, входящим в их компетенцию, располагая числом голосов, равным числу их государств-членов, являющихся Сторонами настоящей Конвенции. Такие организации утрачивают своё право голоса, если их государства-члены осуществляют своё право голоса, и наоборот.
Статья 12
Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии выполняет следующие секретариатские функции: Приложения Приложения к настоящей Конвенции составляют её неотъемлемую часть.
Статья 14
1. Любая Сторона может предлагать поправки к настоящей Конвенции. 2. Текст любой предлагаемой поправки к настоящей Конвенции представляется в письменном виде Исполнительному секретарю Европейской экономической комиссии, который направляет его всем Сторонам по меньшей мере за девяносто дней до начала совещания Сторон, на котором предлагается принять эту поправку. 3. Стороны прилагают все усилия для достижения согласия в отношении принятия любой предложенной поправки к настоящей Конвенции путём консенсуса. Если все средства для достижения консенсуса исчерпаны, а согласия не достигнуто, то в качестве последней меры поправка принимается большинством в три четверти голосов Сторон, присутствующих на совещании и участвующих в голосовании. 4. Депозитарий доводит до сведения всех Сторон поправки к настоящей Конвенции, принятые в соответствии с пунктом 3 выше, для ратификации, утверждения или принятия. Поправки к настоящей Конвенции, помимо поправок к приложениям, вступают в силу для Сторон, которые их ратифицировали, утвердили или приняли, на девяностый день после получения Депозитарием уведомления об их ратификации, утверждении или принятии по меньшей мере тремя четвертями этих Сторон. В дальнейшем для любой другой Стороны поправки вступают в силу на девяностый день после сдачи данной Стороной на хранение документа о ратификации, утверждении или принятии этих поправок. 5. Любая Сторона, которая не может утвердить какую-либо поправку к приложению к настоящей Конвенции, уведомляет об этом Депозитария в письменном виде в течение двенадцати месяцев после даты получения сообщения о принятии поправки. Депозитарий незамедлительно сообщает всем Сторонам о получении любого такого уведомления. Любая Сторона может в любое время принять поправки, отказавшись от своего предшествующего заявления, и после сдачи на хранение Депозитарию документа о принятии данные поправки к такому приложению вступают в силу для этой Стороны. 6. По истечении двенадцати месяцев после даты препровождения сообщения Депозитарием, как это предусмотрено в пункте 4 выше, поправка к приложению вступает в силу для тех Сторон, которые не представили уведомления депозитарию в соответствии с положениями пункта 5 выше, при условии, что не более чем одна третья часть числа Сторон представила такое уведомление. 7. Для целей настоящей статьи под «Сторонами, присутствующими и участвующими в голосовании» понимаются Стороны, присутствующие и голосующие «за» или «против».
Статья 15
Совещание Сторон определяет на основе консенсуса факультативные меры не конфронтационного, несудебного и консультативного характера для рассмотрения соблюдения положений настоящей Конвенции. Эти меры обеспечивают надлежащее участие общественности и могут включать возможность рассмотрения сообщений представителей общественности по вопросам, относящимся к настоящей Конвенции.
Статья 16
1. При возникновении спора между двумя или более Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции они стремятся к отысканию решения путём переговоров или любым другим способом урегулирования споров, приемлемым для участвующих в споре сторон. 2. При подписании, ратификации, принятии, утверждении настоящей Конвенции или при присоединении к ней или в любой момент после этого Сторона может направить Депозитарию письменное заявление о том, что в отношении спора, который не был разрешён в соответствии с положениями пункта 1 выше, она признаёт одно или оба из следующих средств урегулирования спора в качестве обязательных в отношении любой Стороны, принимающей на себя такое же обязательство:
Статья 17
Настоящая Конвенция открыта для подписания в Орхусе (Дания) 25 июня 1998 года, а затем в Центральных учреждениях Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке до 21 декабря 1998 года государствами — членами Европейской экономической комиссии, а также государствами, имеющими консультативный статус при Европейской экономической комиссии в соответствии с пунктами 8 и 11 резолюции 36 (IV) Экономического и Социального Совета от 28 марта 1947 года, и региональными организациями экономической интеграции, созданными суверенными государствами — членами Европейской экономической комиссии, которым их государства-члены передали полномочия в отношении вопросов, регулируемых настоящей Конвенцией, включая полномочия заключать договоры, касающиеся данных вопросов.
Статья 18
В качестве Депозитария настоящей Конвенции выступает Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций.
Статья 19
1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или утверждению подписавшими её государствами и региональными организациями экономической интеграции. 2. Настоящая Конвенция открыта для присоединения для государств и региональных организаций экономической интеграции, указываемых в статье 17, с 22 декабря 1996 года. 3. Любое другое государство, не указываемое в пункте 2 выше, которое является государством — членом Организации Объединённых Наций, может присоединиться к Конвенции с согласия Совещания Сторон. 4. Любая упомянутая в статье 17 организация, которая становится Стороной настоящей Конвенции, при том, что ни одно из государств — членов этой организации не является Стороной настоящей Конвенции, связана всеми обязательствами, предусмотренными настоящей Конвенцией. В случае, когда одно или большее число государств — членов такой организации являются Сторонами настоящей Конвенции, данная организация и её государства-члены принимают решение о своей соответствующей ответственности за выполнение своих обязательств по настоящей Конвенции. В таких случаях данная организация и её государства-члены не могут одновременно пользоваться правами, предусмотренными в настоящей Конвенции. 5. В своих документах о ратификации, принятии, утверждении или присоединении региональные организации экономической интеграции, упоминаемые в статье 17, заявляют о пределах своей компетенции в вопросах, регулируемых настоящей Конвенцией. Эти организации также информируют депозитария о любом существенном изменении пределов своей компетенции.
Статья 20
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение шестнадцатого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении. 2. Для целей пункта 1 выше любой документ, сданный на хранение какой-либо региональной организацией экономической интеграции, не рассматривается в качестве дополнительного к документам, сданным на хранение государствами — членами такой организации. 3. Для каждого государства или каждой организации, которые указаны в статье 17 и которые ратифицируют, принимают или утверждают настоящую Конвенцию или присоединяются к ней после сдачи на хранение шестнадцатого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение таким государством или организацией документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.
Статья 21
В любое время по истечении трёх лет со дня вступления в силу настоящей Конвенции в отношении какой-либо Стороны эта Сторона может выйти из Конвенции путём направления письменного уведомления Депозитарию. Любой такой выход приобретает силу на девяностый день после даты получения уведомления о нём Депозитарием.
Статья 22
Подлинник настоящей Конвенции, английский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдаётся на хранение Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций. В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию. СОВЕРШЕНО в Орхусе (Дания) двадцать пятого июня одна тысяча девятьсот девяносто восьмого года.
Приложение
I
1. Энергетика:
7. Промышленные установки для: 11. 12. Добыча нефти и природного газа в коммерческих целях, при которой извлекаемое количество превышает 500 т в день в случае нефти и 500000 м3 в день в случае газа. 13. Плотины и другие объекты, предназначенные для удерживания или постоянного хранения воды, для которых новое или дополнительное количество задерживаемой или хранимой воды превышает 10 млн. м3. 14. Трубопроводы для транспортировки газа, нефти или химических веществ диаметром более 800 мм и протяжённостью более 40 км. 15. Установки для интенсивного выращивания птицы или свиней, рассчитанные на более чем: 17. Строительство воздушных линий электропередачи с напряжением 220 Кв или более и протяжённостью более 15 км. 18. Установки для хранения нефти, нефтехимических или химических продуктов вместимостью в 200000 т или более. 19. Прочие виды деятельности:
21. Положение пункта 1а статьи 6 настоящей Конвенции не применяется ни к какому из вышеупомянутых проектов, осуществляемых исключительно или в основном в целях исследований, разработки и проверки новых методов или продуктов в течение менее двух лет, если только не существует вероятности оказания ими значительного вредного воздействия на окружающую среду или здоровье. 22. Любое изменение или расширение деятельности, которое само по себе отвечает критериям/пороговым величинам, установленным в этом приложении, подпадает под действие пункта 1а статьи 6 настоящей Конвенции. Любое другое изменение или расширение деятельности подпадает под действие пункта 1b статьи 6 настоящей Конвенции.
Арбитраж 1. В случае передачи спора на арбитражное разбирательство в соответствии с пунктом 2 статьи 16 настоящей Конвенции сторона или стороны уведомляют секретариат о предмете арбитражного разбирательства и указывают, в частности, статьи настоящей Конвенции, относительно толкования или применения которых возник спор. Секретариат препровождает полученную информацию всем Сторонам настоящей Конвенции. 2. Арбитражный суд состоит из трёх членов. Как сторона-истец или стороны-истцы, так и другая сторона или другие стороны, участвующие в споре, назначают по одному арбитру, и два назначенных таким образом арбитра по взаимному согласию назначают третьего арбитра, выполняющего функции председателя арбитражного суда. Последний не может быть гражданином одной из сторон спора и не может иметь своим обычным местом жительства территорию одной из этих сторон, не может находиться у них на службе или в каком-либо ином качестве иметь отношения к этому делу. 3. Если по истечении двух месяцев после назначения второго арбитра не назначен председатель арбитражного суда, то по просьбе любой из сторон спора Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии назначает его в течение следующих двух месяцев. 4. Если одна из сторон спора не назначает арбитра в течение двух месяцев после получения просьбы, то другая сторона может информировать об этом Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии, который назначает председателя арбитражного суда в течение следующих двух месяцев. После своего назначения председатель арбитражного суда просит сторону, которая ещё не назначила арбитра, сделать это в течение двух месяцев. Если она не сделает этого в течение такого срока, то председатель информирует Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии, который назначает этого арбитра в течение следующих двух месяцев. 5. Арбитражный суд выносит своё решение в соответствии с международным правом и положениями настоящей Конвенции. 6. Любой арбитражный суд, учреждаемый в соответствии с положениями настоящего приложения, разрабатывает свои собственные правила процедуры. 7. Решения арбитражного суда как по процедурным вопросам, так и по вопросам существа, принимаются большинством голосов его членов. 8. Суд может принимать все надлежащие меры для установления фактов. 9. Стороны спора оказывают содействие работе арбитражного суда и, в частности, используя все имеющиеся в их распоряжении средства: 11. Арбитражный суд может по просьбе одной из сторон рекомендовать принятие временных мер защиты. 12. Если одна из сторон спора не является в арбитражный суд или не участвует в разбирательстве своего дела, другая сторона может просить суд продолжить разбирательство и вынести своё окончательное решение. Отсутствие одной из сторон в суде или неучастие одной из сторон в разбирательстве дела не является препятствием для разбирательства. 13. Арбитражный суд может заслушивать встречные иски, возникающие непосредственно из существа спора, и выносить по ним решения. 14. Если только арбитражный суд не примет иного решения, исходя из конкретных обстоятельств дела, судебные издержки, включая оплату услуг членов суда, покрываются сторонами спора поровну. Суд регистрирует все свои расходы и предоставляет сторонам спора окончательный отчёт об этих расходах. 15. Любая Сторона настоящей Конвенции, которая имеет к предмету спора интерес правового характера и может быть затронута решением по данному делу, может принимать участие в разбирательстве с согласия суда. 16. Арбитражный суд выносит своё решение в течение пяти месяцев после даты своего учреждения, если только он не сочтёт необходимым продлить этот срок на период, не превышающий пяти месяцев. 17. Решение арбитражного суда сопровождается объяснением причин. Это решение является окончательным и обязательным для всех сторон спора. Арбитражный суд направляет своё решение сторонам спора и секретариату. Секретариат препровождает полученную информацию всем Сторонам настоящей Конвенции. 18. Любой спор,
который может возникнуть между сторонами относительно толкования или выполнения
решения суда, может быть передан любой из сторон в арбитражный суд, который
вынес это решение, или — при невозможности воспользоваться услугами последнего
— в другой суд, создаваемый с этой целью таким же образом, как и первый.
Текст сверен по официальному тексту Протокола представленному Секцией договоров Секретариата ООН. Конвенции и соглашения Главная страница |